Инклюзивное образование

Все дети равные

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

  • ГАПС 2020 Заведующий МАДОУ ДС № 10 "Белочка" "Освоение программ дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в том числе в сетевой и дистанционной формах" (pdf)
  • ГАПС 2020 Заведующий МАДОУ ДС № 10 "Белочка" "Освоение программ дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в том числе в сетевой и дистанционной формах" (презентация)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

1. Общие сведения  
 Населенный пункт город Нижневартовск 
 Дата основания образовательной организации  15.12.1977г.
Действующий официальный сайт образовательной организации   
 С какого периода реализуется инклюзивное образование  Инклюзивное образование реализуется с 2015 года
 Контингент образовательной организации  Всего численность обучающихся в 2019 - 2020 учебном году - 616 человек в возрасте от 1 года до окончания образовательных отношений. Контингент детей с ОВЗ(47 человек) и 6 детей-инвалидов (8 человек) - 9% от общего числа обучающихся. Среди обучающихся с ОВЗ присутствуют обучающиеся: с нарушением опорно-двигательного аппарата –3, с умственной отсталостью - 3, с расстройством аутистического спектра – 2, с задержкой психического развития – 24, с тяжелыми нарушениями речи – 27. В МАДОУфункционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (20 детей) и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (20 детей). Помимо этого, в детском саду реализуется модель организации коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности, совмещающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов с детьми, не имеющими нарушений развития.
 Реализуемые образовательные программы
 В МАДОУ разработаны и реализуются программы:

 - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития;

- адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- адаптированная  образовательная программа дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, имеющих сложную структуру дефекта  (нарушение опорно-двигательного аппарата);

- дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности «Логоритмика для малышей»;

- дополнительная общеобразовательная программа познавательно-речевой направленности "Логомассаж"; 

- дополнительная общеобразовательная  программа психофизической направленности «Волшебная комната»
 Наличие доступной среды  МАДОУ имеет 4 элемента доступности: адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы, доступные входные группы и доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок, при входе в здание установлена вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на желтом фоне, в помещениях имеются тактильные таблички, установлен звуковой маяк и кнопка вызова помощника, что говорит о наличии архитектурной среды, необходимой для принятия детей с ОВЗ с широким спектром заболеваний.Подробнее
Сведения о педагогических работниках (кроме специалистов психолого-­педагогического сопровождения: педагог- психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, социальный педагог, тьютор, ассистент (помощник) Образовательный процесс в ДОУ осуществляют: 49 воспитателей, 3 музыкальных руководителя, инструктор ФИЗО. Все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ
Служба психолого-педагогического сопровождения Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога,  3 музыкальных руководителя,  инструктор по физической культуре.
Психолого-педагогический консилиум В детском саду организована работа психолого-педагогического консилиума, в состав которого входят представители администрации (заместитель заведующего по воспитательной и методической работе), учитель-дефектолог, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Положение о психолого-педагогическом консилиуме утверждено приказом № 545 от 17.10.2019г.
Численность детей, обучающихся на дому за последние 3 учебных года Обучение на дому не предусмотрено Уставом МАДОУ
Сетевое и межведомственное взаимодействие В рамках социального партнерства заключено соглашение о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с Нижневартовским многопрофильным реабилитационным центром для инвалидов. Специалисты Центра (педагоги, логопед, психолог, медицинский работник) проводят коррекционно-развивающую работу с обучающимися на базе МАДОУ

2. Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в образовательной организации

Нормативно-правовые документы (федерального, регионального и муниципального уровней), локальные акты организации, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

- «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

- «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) 

- «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н 

«Об образовании» - Закон Российской федерации  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009) 

- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р 

- «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред.  от 10 марта 2009 г.) 

- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)  

- «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 

- «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 

- «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901-6) 

- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06 

- "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г.

- "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599

- "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761

- "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597

- "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

- "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

- "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Приказ №1309 от 09.11.2015

Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Основная цель образовательной организации в процессе становления инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями

Задачи:

1.Создание условий для перехода к инклюзивному образованию:

1.1. организация адаптивной коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет и детей с ОВЗ (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью);

1.2. создание дополнительных возможностей для формирования навыков успешной социализации воспитанников (в том числе детей с ОВЗ);

1.3. привлечение общественных объединений родителей детей-инвалидов к волонтерской работе по сопровождению воспитанников с ОВЗ в условиях группы кратковременного пребывания.

  1. Создание дополнительных условий для развития и обучения детей с признаками интеллектуальной и художественной одаренности.
3. Создание дополнительных условий, способствующих социализации воспитанников ДОУ (в том числе с ОВЗ) и поддержке  интереса к природе родного края и природоохранной деятельности с учетом регионального компонента.
Описание инклюзивной практики

Модель организации предметно-развивающей пространственной среды для детей с разными образовательными потребностями в соответствии с ФГОС ДО «Образовательная среда для всех». Предлагаемый Проект является механизмом организации микро- и макросреды среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО для повышения эффективности реализации образовательной программы, ориентированной на успех каждого обучающегося через разработку и апробацию модели «Образовательная среда для всех» по трем направлениям:

- инклюзивная коррекционно-развивающая среда;

-развивающая среда для детей с признаками одаренности;

- социокультурная развивающая среда.

Организация адаптивной коррекционно-развивающей среды (Центра игровой поддержки развития, далее - ЦИПР) для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет и детей с ОВЗ (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью) позволит создать условия для перехода к инклюзивному образованию; организовать детско-родительскую группу кратковременного пребывания «Ясли с мамой» для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Общая концепция второго направления проекта основывается на работе с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Организованная в рамках программы работа научного общества обучающихся «Почемучки» осуществляется совместно с научным обществом учащихся «Спектр» МБОУ «СШ №15» города Нижневартовска.

Реализация третьего направления проекта «Образовательная среда для всех» предполагает организацию развивающего игрового комплекса «Играй - город» на территории ОУ. Расположение на верандах мобильных макетов Центров игровой активности; организация этнографического Центра «Деревня» и эколого-познавательного центра, что позволит создать дополнительные условия, способствующие социализации воспитанников ДОУ (в том числе с ОВЗ) и поддержке  интереса к природе родного края и природоохранной деятельности с учетом регионального компонента.
Результаты реализации инклюзивной практики

Результаты реализации модели «Образовательная среда для всех»:

  1. Организована адаптивная коррекционно-развивающая среда (Центр игровой поддержки развития – ЦИПР) для развития детей раннего возраста от 1 года до 3 лет (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью).
  2. Создана детско-родительская группа кратковременного пребывания «Ясли с мамой» для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет (в том числе с ДЦП, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью); разработана и адаптирована коррекционно-развивающая программа.
  3. Налажено социальное партнерство с муниципальными реабилитационными центрами; использован опыт общественных объединений родителей детей с ОВЗ.
  4. Организована предметно-развивающая среда для развития детей с признаками интеллектуальной одаренности (опытно-экспериментальная лаборатория);
  5. Организована предметно-развивающая среда для развития детей с признаками творческой одаренности (изо- и театральные студии).
6. На территории детского сада созданы мобильные макеты «Играй-города» и эколого-познавательного центра «Хочу знать природу Югры».
Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ в условиях реализации модели Занятия по дополнительным программам "Театр музыкальных инструментов" и «Дошколенок: по ступенькам творчества» (с использованием нетрадиционных техник рисования) способствуют активному  развитию творческих способностей дошкольников с ОВЗ
3. Дополнительные материалы
Дополнительные сведения об образовательной организации В рамках Проекта предусмотрено дальнейшее социальное партнерство с муниципальными реабилитационными центрами и общественными объединениями родителей детей с ОВЗ «Лучик света», «Добролея», «Особенный мир»; коррекционными школами №3, №39, №26 по реализации задач преемственности образования.

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

«Образовательная среда для всех»

В детском саду №10 «Белочка» реализуется проект «Образовательная среда для всех», который стартовал в прошлом учебном году. Его цель – осуществление взаимодействия с «Нижневартовским многопрофильным центром для инвалидов» для оказания услуг на базе нашего детского сада.

За время реализации проекта открыты семь групп для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В рамках интегрированного и инклюзивного образования обучение детей осуществляют профильные специалисты детского сада (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи).

Для ребят в детском саду созданы и продолжают совершенствоваться условия комфортного пребывания: предметно-пространственная среда групп, учитывающая индивидуальные особенности детей с ОВЗ (игры, игрушки, материалы и пособия для сенсорного и речевого развития, центры активности); интерактивное оборудование и специализированное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Три раза в неделю специалисты Центра согласно договору о сотрудничестве осуществляют сеансы реабилитации по педагогике, психологии и логопедии, проводятся сеансы массажа в специально оборудованных помещениях детского сада.  Два раза в неделю педагоги (профильные специалисты) сопровождают детей в Центр для посещения бассейна, занятий лечебной физкультурой, гарденотерапией. Благодарим коллег за сотрудничество, а также ждем наших будущих воспитанников!

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie